Комиссия, расследующая обстоятельства аварии космического корабля Columbia, представила на пресс-конференции 11 июля 2003 года рабочий сценарий событий, происшедших непосредственно на всех стадиях полета: от старта до момента разрушения корабля. В нем обобщена вся информация, которую удалось собрать. Здесь и телеметрическая информация, и результаты компьютерного моделирования, и свидетельства очевидцев. Это наиболее полный сценарий из всех, которые публиковались до сегодняшнего дня.
Полный текст документа объемом 12 Мб размещен на сайте "комиссии Гемана".(Harold Gehman) В ходе пресс-конференции член комиссии Скотт Хаббард (Scott Hubbard) представил результаты последнего эксперимента, проведенного в Сан-Антонио, в Юго-западном научно-исследовательском институте. Как уже сообщалось, в результате воздействия на теплозащитное покрытие "шаттла" куска пены, выпущенного из газоразрядной пушки со скоростью около 800 км/час, в корпусе корабля образовалось отверстие внушительных размеров. Хаббард заявил, что тем самым можно считать практически доказанным предположение о фатальных повреждениях Columbia на старте.
В конечном итоге Независимая комиссия адмирала Гемана пришла к следующему выводу: причиной гибели семи членов экипажа шаттла Columbia стал отрыв куска изоляционной обшивки, пробившей термоизоляцию на левом крыле. Подобные отрывы регулярно происходили и раньше, однако NASA не обращало на них внимания, потому что раньше это ни разу не заканчивалось гибелью корабля
.
Жители штата Техас наблюдали белую полосу, оставляемую в небе космическим кораблем. При этом было видно, что Корабль развалился на две части, а затем от них начали отделяться более мелкие куски. Некоторые говорили, что слышали взрыв.
Все телеканалы Америки прервали передачи и показали отваливающиеся в воздухе части от идущего на снижение космического корабля. Специалисты говорят, что увиденное практически повторяет картину, наблюдавшуюся в небе, когда сгорела в атмосфере российская космическая станция "Мир".
Начальные стадии спуска, начатого в 16:15 мск над индийским океаном прошли как обычно и в 16:51 мск "Колумбия" вошла в воздушное пространство США над побережьем Калифорнии, готовясь к приземлению на взлётно-посадочной полосе 33 Космического центра им. Кеннеди, шт. Флорида ( планируемое время приземления 17:16 мск)
Первый сигнал о неполадках появился в 16:53 мск, когда был потерян контакт с температурным датчиком гидравлической системы в левом крыле и датчиками закрылков. Спустя три минуты отказал ряд других датчиков, в частности, датчики тормозной системы и давления в шинах шасси левого крыла. Но челнок продолжал снижаться. Датчики температуры корпуса шаттла в районе ниши левого колеса шасси показали рост температуры на 60 0 F, против 15 0 F на аналогичном участке правого крыла.
Вскоре после возникновения температурного перепада, бортовая автоматическая система управления полетом Columbia зафиксировала значительное нарастание сопротивления воздушному потоку со стороны левого крыла корабля. Нарастание было столь сильным, что системе пришлось начать активно манипулировать элеронами шаттла, чтобы компенсировать его отклонение от расчетного курса в левую сторону. Причем элероны были выведены на большие углы атаки, что не характерно для этого участка снижения шаттлов при приземлении
В 16:58 отказали три температурных датчика левой стороне корабля, и на компьютере "Колумбии" зажгись индикаторы падения давления в шасси, что вызвало обеспокоенность пилотов. Они подтвердили что видят это в ответ на запрос центра управления и это были их последние слова. В 16:59 данные о температуре на поверхности корабля перестали поступать совсем и уже через минуту центр управления полетами перестал получать какие-либо сигналы с корабля. (Похоже на срыв тепловой защиты и прогорание корпуса, ставшее причиной взрыва топлива )
Руководитель программы полетов космических челноков Рон Диттемор подтвердил также, что оторвавшийся во время старта ( через 1 м. 20 сек) кусок изоляционной пены от термозащиты топливного бака ударил лицевую кромку левого крыла шаттла. Область удара не была видна из иллюминаторов шаттла, и, в этом полёте, в комплектацию "Колумбии" не входила рука-манипулятор, поэтому степень повреждения оценить визуально не удалось. Но так как на взлёте этот участок так-же испытывал значительные динамические и тепловые нагрузки то инженеры решили, что повреждения незначительны.
Однако, несмотря на то что катастрофа произошла на пике тепловой нагрузки, Р. Диттемор заявил, "мы не можем пока назвать причину гибели корабля. Нам потребуется время для ее определения". Программа полетов космических кораблей многоразового использования приостановлена, по крайней мере, до выяснения причин гибели шаттла Columbia.
Перед катастрофой, бортовые компьютеры шаттла начали парировать курсовой разворот, возникший из-за нарушения симметричности обтекания левого крыла. Да увлеклись этим, и вывели элеронами корпус шаттла на критические углы атаки. Плитки и раньше обрывались, что не приводило к катастрофам. Тут, что-то другое. Что-то с управлением корабля произошло. А удар пены по корпусу, эта версия для обывателя, и скорее всего, просто отводит подозрения от ЦУПа в Хьюстоне. Смотрите нашу Версию
Еще любопытна деталь. От потери связи, до катастрофы -32 секунды. Что это значит? В голове крутится одна мысть - Плазменная оболочка вокруг всего корабля, экранирующая прохождение радиоволн. Обычно, плазма на брюхе шаттла. Связь возможна. При уменьшении угла атаки, меньше 34 градусов, ударная волна сядет на нос корабля и скачки уплотнений пойдут по верхней части корпуса, не рассчитанной на тепловые нагрузки и ударные волны. Плазменный слой будет вокруг всего корабля и связь прекратится. А он будет гореть еще какое-то время, несясь к Земле. Это время и есть те 32 сек.? Сверху на шаттле белый каучук толщиной 10мм. Если и там развилась температура порядка 2000 град, то это, конец кораблю.
Все же, что-то произошло с аэродинамикой корабля. Изменив оптимальный угол вхождения в атмосферу, и причем резко, шаттл, по всей видимости, потерял прочность из-за перегрева конструкции и разлетелся под действием огромного динамического давления. В любом случае, очень скорбно и грустно. Смотрите нашу Версию
За всё время пилотируемых полета шаттлов NASA ни разу не теряло экипажи кораблей при их приземлении ведь в 1986 году Challenger взорвался вскоре после старта.
Обломки Колумбии разбросаны по большой территории в штате Техас. Представитель полиции техасского городка Нагодош, расположенного в восточной части Техаса к северу от Хьюстона, неподалеку от границы с Луизианой, лейтенант Дэн Таравелла, также сообщил, что в результате падения нанесен небольшой ущерб ряду частных домов и зданиям различных офисов.. По словам лейтенанта многочисленные обломки шаттла обнаружены , как в городской черте, так и в окрестностях. Некоторые из них достигают в длину более метра, другие можно уместить на ладони. Представитель полиции также отметил, что часть обломков обуглена.
Уже найдено около 500 обломков шаттла и обгоревший шлем одного из астронавтов. В округе Хемпхилл, штат Техас, на сельской дороге найдены обугленное туловище, часть бедра и череп. По предварительным данным, эти человеческие останки могут принадлежать погибшим членам экипажа шаттла Columbia, но эксперты не исключают и что обнаруженные останки могут не иметь отношения к аварии космического корабля.
Как сообщила представительница космического центра Эйлин Хавлей, останки нескольких астронавтов найдены на востоке штата Техас. Никто из должностных лиц NASA не сообщил о том, останки скольких человек найдены и, предположительно, кому они принадлежат, отмечает AP. По информации американских телеканалов, останки астронавтов доставлены на авиабазу Довер в штате Делавэр. Там находится морг, где проводилась идентификация останков астронавтов, погибших в катастрофе шаттла Challenger в январе 1986 г., а также сотрудников Пентагона, погибших в результате теракта 11 сентября 2001 г
Власти зафиксировали 1,5 тыс. звонков с информацией об обнаруженных частях Колумбии. Для сбора обломков прибыли солдаты близлежащих воинских частей, Все обнаруженные обломки немедленно берутся под охрану, а прилегающая территория огораживается специальными лентами для того, чтобы местные жители не могли приблизиться к частям корабля, которые, как полагают специалисты, способны причинить вред здоровью. Сообщалось что они могут быть радиоактивны и токсичны. Всем жителям прикасавшимся к обломкам рекомендовано тщательно вымыть руки. Техас объявлен зоной бедствия, по официальной версии из-за облака мелких частиц около 150 км в длину и от 20 до 35 км в ширину., оставшихся от взрыва. Сообщалось, что от 45 до 50 жителей графства Накогдочес (штат Техас) госпитализированы после прикосновения к обломкам шаттла Columbia.
Что же может быть опасно на осколках Шаттла? Жидкий кислород из топливной системы или жидкий азот, которым наполнены его шины ? Они могут "обжечь холодом", кроме того при контакте азота с кислородом может образовываться закись азота - "веселящий газ" - но маловероятно, что-бы всё это долетело до земли . Единственная ядовитая жидкость в штатных системах гидразин - бесцветная жидкость с запахом, напоминающим запах нашатыря. Впрочем весьма вероятно что и этот компонент сгорел во время взрыва.
Токсичность обломков. - Обращения властей, не прикасаться к ним, на 50% припугнуть, чтобы не растащили на сувениры. На 50% - реальная возможность их токсичности. Двигатели орбитального маневрирования шаттла ( в мотогандолах по обе стороны от киля) работают на гидразине - горючее и азотном тетроксиде -окислитель. Токсичны они оба ( очень сильно, вызывая похожее на экзему на коже, в легких - смерть). В принципе, топлива в баках не должно было быть. Шаттл его израсходовал на небольшой подъем орбиты, и при своем сходе с орбиты. Большего, на нем токсичного нет. Радиации, неоткуда ей взяться. Был жидкий кислород с водородом для электрических аккумуляторов, но они, в небе остались
Так что , несомненно, стоит пристальнее присмотреться к программе последнего полёта Колумбии.
Последний полёт Колумбии.
Шаттл Колумбия (113-й полет МТКК) отправился в свой последний 28-ой полёт 16 января 2003 года в 15:39:00.050 UTC (18:39:00.050 мск) со стартового комплекса LC39A ( подвижная стартовая платформа MLP-1), Космического центра имени Кеннеди на мысе Канаверал, шт.Флорида.
Полет имел обозначение STS-107.
Cтарт обеспечивала команда компании United Space Alliance.
Вес стартовой системы - 2.055.902 кг.
Вес орбитальной ступени при старте - 119.720 кг.
Основной задачей полета являлось проведение научных исследований и экспериментов
Всего в ходе 16-ти дневной автономной миссии было запланировано около 80-ти экспериментов, в том числе и микробиологических (подробнее файл NASA - 13 Мб). О наиболее заинтересовавших меня экспериментах на Шаттле , если бог даст, расскажу позже
Запланированная длительность полета - 15 дней 22 часа 11 минут.
Господа, в общедоступной программе полёта я не нашёл ничего, что могло бы стать причиной "стерилизации" Колумбии. Более того, подробный анализ хода событий убеждает что это "обычная" техногенная катастрофа . Смотрите нашу Версию
Последний Экипаж Колумбии (слева направо)
Полковник ВВС США, специализация - машиностроение. Лётчик-испытатель. В отряде астронавтов с 1994-го года. Первый полёт совершил в 1999-м году пилотом 10-ти дневной миссии
КЛАРК Лорел Блэйр Селтон (CLARK Laurel Blair Selton), специалист полета-4, США (1-й полет в космос);
Командир ( аналогично чину капитана ) ВМФ США. Доктор медицины, специализация зоология . В отряде астронавтов с 1996-го года.
РАМОН Илан (RAMON Ilan), специалист по работам с полезной нагрузкой-1, Израиль (1-й полет в космос).
48 лет. Полковник израильских ВВС, специализация электроника. В отряде астронавтов с 1998-го года. Первый астронавт Израиля
ЧАУЛА Калпана (CHAWLA Kalpana), специалист полета-2 / бортинженер, США (2-й полет в космос);
41 год. Индийского происхождения, аэрокосмический инженер, специализация аэронавигации. В отряде астронавтов с 1994-го года. В первом полёте 1997-го года была оператором руки-манипулятора на STS-87. До STS-107 376 часов в космосе.
БРАУН Дэвид МакДауэлл (BROWN David McDowell), специалист по работе в открытом космосе-1, США (1-й полет в космос);
46 лет. Капитан ВМФ США. Бывшиий военно-морской лётчик, доктор медицинских наук. В отряде астронавтов с 1996-го года.
АНДЕРСОН Майкл Филлип (ANDERSON Michael Phillip), руководитель научной программы, специалист по работе в открытом космосе-2, США (2-й полет в космос); 43-года, лейтенант-полковник ВВС США. Доктор физических наук. В отряде астронавтов с 1994-го года. Первый полёт совершил на станцию МИР на STS 89 в 1998-м году. Более 211 часов в космосе.
МАККУЛ Уильям Камерон (McCOOL William Cameron), пилот, США (1-й полет в космос);
41 год. Лётчик - испытатель ВМФ, специализация - технические дисциплины. В отряде астронавтов с 1996-го года.
Замечание : В первой редакции статьи я вместо слова специализации писал бакалавр. Однако для понимания сути специализации будет вернее. Ведь в США действует следующая система образования. Бакалавр - это выпускник школы (12- лет обучения). Есть военные школы, в которых принимают после школы цивильной. Там, тоже присваивают бакалавра. Но, это не высшее образование. После 3-х лет университета, присваивается звание Мастер. Срок обучения в Университете - 3 года. Можно продолжать учиться и дальше в течении еще 2-х лет. Но это, где-то эквивалентно аспирантуре. В конце этих 2-х лет должна появиться диссертация, и присваивается ученая степень Доктора Философии в соответствующей дисциплине.
Первый образец "Энтерпрайз" (OV-101) на котором было совершено 17 испытательных полётов так никогда и не поднялся в космос, поэтому "шаттл" Колумбия (OV-102) по праву стал первым "космическим челноком" .
Заложенная в 1975-м году , "Колумбия", названная в честь первого американского корабля совершившего кругосветное пуьешествие, поднялась в космос в 1981-м . Было проведено четыре орбитальных летных испытания , во время которых экипаж из двух человек проверял «Колумбию» во всех режимах программы штатного полета.
Полезным грузом в первом полете было измерительное оборудование, которое использовалось для сбора данных о поведении корабля в полете. Наиболее существенной неполадкой в этом полете была потеря нескольких теплозащитных плиток на гондолах двух двигателей в хвостовой части корабля. Повреждение плиток было вызвано ударными волнами, образующимися при полете со сверхзвуковой скоростью на участке выведения. При возвращении на Землю ни одна плитка не была потеряна. Послеполетный анализ показал, что динамические нагрузки при включении ускорителей были больше расчетных, что привело к некоторой деформации корпуса «Колумбии». Чтобы избежать этого в дальнейшем, было принято решение покрыть поверхность газоходов стартового стола слоем льда, который поглощал бы энергию ударной волны.
Полезный груз второго запуска (приборы для наблюдения Земли, которые включали радар, предназначенный для получения детального изображения поверхности, датчики загрязнения воздуха и другие приборы) был выбран заранее, потому что цель полета состояла в проверке «Колумбии» в условиях, когда полезный груз длительное время ориентирован на Землю. Во время полета один топливный элемент засорился и вышел из строя. Чтобы избежать риска выхода из строя второго элемента и спуска с одним исправным, руководители полета сократили продолжительность полета с пяти до двух суток. Однако большинство задач было выполнено, включая первое испытание манипулятора.
Третий полёт - 22–30 марта 1982
Во время третьего полета космонавты работали с комплектом приборов наблюдения Солнца и измерения параметров космической среды, а специалисты на Земле проводили измерения температуры «Колумбии» в условиях интенсивных утечек тепла.
Четвёртый полёт - 27 июня – 4 июля 1982
Во время четвертого полета «Колумбия» впервые несла секретный полезный груз министерства обороны – инфракрасный телескоп для изучения верхней атмосферы применительно к проектам разработки противоракетной обороны. Хотя не удалось открыть защитную крышку телескопа, в остальном полет прошел нормально.
После приземления «Колумбии» (в первый раз на бетонную посадочную полосу авиабазы Эдвардс) космическая транспортная система «Шаттл» была объявлена принятой в эксплуатацию.
Информацию о дальнейших полётах Колумбии Вы можете посмотреть здесь, я же отмечу что и после принятия в эксплуатацию на ней случались неполадки
, так в 1991 году во время старта произошла утечка топлива и выключение нескольких бортовых компьютеров из-за короткого замыкания, а миссия STS-83 ( 4-8 апреля, 1997) была сокращена из-за проблем с топливной ячейкой Номер 2 ( уменьшение напряжения после запуска). Впрочем всё это не вызывало катастрофических последствий и в 1999-м году Колумбия была поставлена на капитальный ремонт, продолжавшийся 17 месяцев. ( До этого её кап. ремонт проходил в 1991-м и 1994-м годах) А в 2001 году НАСА обдумывало возможность снять "Колумбию" с полетов из-за сокращений бюджета. Однако для поддержания графика космических полетов "челноков" было решено оставить этот шаттл в строю.
Сегодня уже ясно, что не стоило придавать большого значения сообщениям о госпитализации и вот, почему. В Америке действует очень строгий закон: Если причинен ущерб лицу, которое не было поставлено производителем в известность о вреде той или иной вещи, продукта или не указывалось, как нельзя пользоваться чем-то (полотером нельзя натирать крышу, например. Не смейтесь, так оно и есть), то суд удовлетворит иск в пользу пострадавшего лица о возмещении морального и материального убытка на сумму в пару миллионов долларов. Кое-кто и воспользовались этим, понимая, что NASA имеет деньги + подходящая ситуация - щума поднимать не станут. Все, очень просто.
Корабль «Челленджер» (Challenger) разрушился во время 25-го запуска 28 января 1986 на 79-й секунде после старта. Все семь членов экипажа – Ф.Скоби, М.Смит, Ю.Резник, Р.Макнейр, Э.Онизука, Г.Джарвис и К.Маколиф – погибли. Как установила президентская комиссия под председательством государственного секретаря У.Роджерса, катастрофа произошла из-за недостаточно надежной конструкции соединения сегментов в твердотопливном ракетном ускорителе и стиля руководства в центре космических полетов им. Маршалла (Хантсвилл, шт. Алабама), который отвечает за двигательные установки.
Конструкции всех космических летательных аппаратов обладают определенной гибкостью, поскольку абсолютно жесткая конструкция при таких нагрузках обязательно сломается. Так и «Шаттл» (включая ускорители) изгибается при запуске двигателей. Специалисты отмечали, что при изгибе газообразные продукты сгорания в твердотопливном ускорителе прорываются через соединение заднего и центрального заднего сегментов. В большинстве полетов это соединение с двумя уплотняющими кольцами самоуплотнялось. Хотя ситуация с прорывом газов повторялась, казалось, что проблема не угрожает безопасности полетов. В то же время стиль руководства центра им. Маршалла не поощрял персонал сообщать о возникающих проблемах, поэтому специалисты описывали их уклончиво или осторожно, затушевывая потенциальную опасность.
В ночь перед запуском «Челленджера» над космодромом разразилась ледяная буря, в результате чего соединения и уплотнительные кольца на ускорителях переохладились и обледенели. Когда ускорители «Челленджера» изогнулись при запуске, уплотняющие кольца оказались недостаточно эластичными, и образовалась постоянная щель, через которую прорвались продукты сгорания. Язык пламени достиг одной из распорок, фиксирующих ускоритель. В момент Т +79 с, вскоре после того как «Челленджер» прошел точку максимального динамического давления, распорка прогорела, ускоритель повернулся, прорвал днище водородного бака топливного блока и повредил кислородный бак. Огромный топливный блок мгновенно взорвался, «Челленджер» разгерметизировался, и его экипаж погиб от удушья за несколько секунд, в течение которых запас воздуха вышел из корабля. По иронии судьбы, твердотопливные ускорители, которые стали причиной катастрофы, имея собственную систему наведения, продолжали полет до тех пор, пока им не была дана с Земли команда на самоуничтожение.
При расследовании катастрофы инженеры НАСА обнаружили еще несколько проблем, которые в конце концов могли привести к неприятностям, поэтому остальные «Шаттлы» были доработаны. Наиболее важным изменением была разработка нового соединения сегментов ускорителя с тремя уплотняющими кольцами и более эффективным креплением. Кроме того, были введены новые методы извещений, которые поощряли служащих обращаться к высшему руководству, если они считали, что существует угроза безопасности полета